Нормативная база органов пропаганды

Организационные вопросы пропагандистской деятельности в СССР. Взаимосвязь ведомств и отделов, занимавшихся военной пропагандой. Деятельность Главного Политуправления РККА, а также фронтовых, армейских и корпусных отделов пропаганды. Методы агитации противника, применявшиеся в СССР.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

------------------------------------------------------------------------ 1 -----------------------------------------------------------------------------------------------
О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)"

Извлечение из Постановления ЦК ВКП(б)

14.XI 1938 г.
Выход в свет "Краткого курса истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)" является крупнейшие событием в идейной жизни большевист­ской паpтии. С появлением "Краткого курса истории ВКП(б)", партия получила новое могучее идейное ору­жие большевизма, энциклопедию основных знаний в области марксизма-ленинизма. Курс истории, партии - научная история большевизма. В ней изложен и обоб­щен гигантский опыт коммунистической партии, рав­ного которому не имела и не имеет ни одна партия в мире.
"Краткий курс истории Всесоюзной коммунистиче­ской партии (большевиков)" является важнейшим сред­ством в деле разрешения задачи овладения больше­визмом, вооружения членов партии марксистско-ленин­ской теорией, т.е. знанием законов общественного развития и политической борьбы, средством повыше­ния политической бдительности партийных и непар­тийных большевиков, средством поднятия дела про­паганды марксизма-ленинизма на надлежащую теоре­тическую высоту.
Создавая "Краткий курс истории Всесоюзной комму­нистической партии (большевиков)", ЦК ВКП(б)исхо­дил из следующих задач:
1.Необходимо было дать партии единое, руководство по истории партии, руководство, представляющее официальное, проверенное ЦК ВКП(б) толкование
основных вопросов истории ВКП(б) и марксизма-ленинизма, не допускающее никаких произвольных толкований. Изданием "Курса истории ВКП(б)", одобренного ЦК ВКП(б), кладется конец произволу и не­разберихе в изложении истории партии, обилию различных точек зрения и произвольных толкований важ­нейших вопросов партийной теории и истории партии, которые имели место в ряде ранее изданных учебни­ков по истории партии.
2.Создавая "Краткий курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б)ставил своей задачей ликвидировать вредный разрыв в области пропаганды между марксизмом и
ленинизмом, который образовался за последние годы и который привел к тому, что ленинизм стали преподавать как самостоятельное учение в отрыве от марксизма, в отрыве от диалектического и исторического материализма, в отрыве от истории партии, забывая, что ленинизм вырос и развился на основе марксизма, что марксизм есть основа ленинизма, что, не зная этой основы ленинизма, нельзя понять ленинизм.
Создавая "Курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б)ста­вил своей задачей дать такое руководство по теории и истории ВКП(б), в котором были бы воссоединены в одно целое искусственно расщепленные составные части единого марксистско-ленинского учения - диалек­тический и исторический материализм и ленинизм, а исторический материализм был бы связан с политикой партии, - руководство, в котором было бы показано неразрывное единство, целостность и преемственность учения Маркса и Ленина, единство марксизма-ленинизма, и изложено то новое, что внесено Лениным и его учениками в марксистскую теорию на основе обобщения нового опыта классовой борьбы пролетариата в империализма и пролетарских революций.
3. В противоположность некоторым старым учебникам, излагавшим историю ВКП(б) прежде всего вокруг исторических лиц и имевшим в виду воспитание кадров на лицах и их биографиях, - "Краткий курс истории ВКП(б)" излагает историю партии на базе развертывания основных идей марксизма-ленинизма и имеет в виду воспитание партийных кадров, в первую очередь на идеях марксизма-ленинизма.
Создавая "Краткий курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б) исходил из задачи преподать учение марксизма-ленинизма на основе исторических фактов. ЦК ВКП(б)имел в виду, что такое изложение марксистско-ленин­ской теории наиболее отвечает интересам дела, так как на исторических фактах лучше, естественнее и по­нятнее демонстрировать основные идеи марксизма-ленинизма, так как сама история ВКП(б)есть марксизм-ленинизм в действии, так как правильность и жизненность марксистско-ленинской теории прове­рены практикой, на опыте классовой борьбы пролета­риата, и сама марксистско-ленинская теория развива­лась и обогащалась в теснейшей связи с практикой, на основе обобщения практического опыта революцион­ной борьбы пролетариата.
4. Создавая "Краткий курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б) ставил задачу освободить марксистскую лите­ратуру от упрощенчества и вульгаризации в толковании ряда вопросов теории марксизма-ленинизма и исто­рии партии.
Такого рода вульгаризация и упрощенчество нашли выражение, например, в распространенных до послед­него времени, явно антимарксистских и давно осу­жденных партией, взглядах о роли личности в исто­рии, когда вопрос о роли личности в истории изла­гался некоторыми лже-теоретиками и пропагандистами с полуэсеровских позиций.
К такого рода вульгаризаторству и упрощенчеству марксизма-ленинизма относится неправильное толкова­ние вопроса о победе социализма в нашей стране.
Широкое распространение приобрели извращения марксистско-ленинских взглядов по вопросу о ха­рактере войн в современную эпоху, непонимание раз­личия между войнами справедливыми и несправедли­выми, неправильный взгляд на большевиков, как на своего рода "пацифистов".
В исторической науке до последнего времени анти­марксистские извращения и вульгаризаторство были связаны с так называемой "школой" Покровского, ко­торая толковала исторические факты извращенно, во­преки историческому материализму освещала их с точки зрения сегодняшнего дня, а не с точки зрения тех условий, в обстановке которых протекали историче­ские события, и, тем самым, искажала действительную историю.
Антиисторическая фальсификация действительной истории, нтиисторические попытки приукрасить исто­рию, вместо правдивого ее изложения, приводили, на­пример, к тому, что в нашей пропаганде история пар­тии изображалась иногда как сплошной путь побед, без каких бы то ни было временных поражений и от­ступлений, что явно противоречит исторической правде и, тем самым, мешает правильному воспитанию кад­ров.
Антимарксистская вульгаризаторская путаница ска­залась также в распространении неправильных взгля­дов на советское государство, в принижении роли и значения социалистического государства как главного оружия в руках рабочих и крестьян для победы со­циализма и для -защиты социалистических завоеваний трудящихся от капиталистического окружения.
"Краткий курс истории ВКП(б)" кладет конец этой и тому подобной вульгаризации и опошлению марксизма-ленинизма, восстанавливая установки марксизма-ленинизма.
5. Создавая "Краткий курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б) ставил своей задачей наглядно продемонстрировать силу и значение марксистско-ленинской теории, научно раскрывающей законы развития общества, - теории, которая учит применять эти законы для руководства революционной деятельностью пролетариата, - теории, которая, как и всякая наука, непрерывно
развивается и совершенствуется и которая не боится заменять отдельные устарелые положения и выводы новыми выводами и положениями, соответствующими новым историческим условиям.
ЦК ВКП(б)исходил из того, что без знания теории марксизма-ленинизма, без овладения большевизмом, без преодоления своей теоретической отсталости, наши кадры будут хромать на обе ноги, ибо задача правильного руководства всеми отраслями социалистического строительства требует овладения со стороны практиков основами марксистско-ленинской теории, требует умения руководствоваться теорией при разрешении вопросов практической деятельности.
Ошибочно думать, будто задача овладения теорией посильна лишь небольшому кругу работников. Овладение марксистско-ленинской теорией - дело наживное. Именно теперь, при Советской власти и победе социализма в СССР, созданы неограниченные возможности для того, чтобы наши руководящие кадры успешно овладевали марксистско-ленинской теорией, изучили историю партии, труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. Для того, чтобы овладеть теорией марксизма-ленинизма, надо лишь проявить желание, настойчи­вость и твердость характера в достижении этой цели. Если можно успешно овладеть такими науками, как, например, физика, химия, биология, то тем более нет оснований сомневаться, что можно полностью овла­деть наукой марксизма-ленинизма.
6. Создавая "Курс истории ВКП(б)", ЦК ВКП(б)ставил задачу помочь кадрам, ведущим теоретическую и пропагандистскую работу, перестроиться, улучшить качество работы, начать ликвидировать свою теорети­ческую отсталость, устранить недостатки и пробелы в своей идеологической подготовке и поднять пропаган­дистскую работу на должную высоту.
Все эти задачи, поставленные ЦК ВКП(б), нашли свое разрешение в "Кратком курсе истории ВКП(б)".
... 17. Построить преподавание марксистско-ленинской теории в высших учебных заведениях на основе глу­бокого изучения "Краткого курса истории ВКП(б)". В связи с этим:
а) Взамен самостоятельных курсов ленинизма, диалектического и исторического материализма, ввести в вузах единый курс "Основы марксизма-ленинизма", сохранив в учебном плане общее количество часов, от­
водившееся ранее на социально-экономические дисциплины. Преподавание основ марксистско-ленинской те­ории в вузах должно начинаться с изучения "Краткого курса историй ВКП(б)", с одновременным изучением первоисточников марксизма-ленинизма. Преподавание политической экономии должно проводиться после изучения "Истории ВКП(б)".
б) Вместо ныне существующих отдельных кафедр диалектического и исторического материализма, ленинизма и истории ВКП(б)создать в вузах единую ка­федру марксизма-ленинизма.

***
ЦК ВКП(б)предлагает райкомам, горкомам, обкомам, крайкомам и ЦК нацкомпартий разъяснить настоящее решение партийному активу и всем членам партии.
ЦK ВКП(б)подчеркивает, что выход в свет "Истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков)" должен стать началом поворота наших кадров - партийных, комсомольских, советских, профсоюзных, хозяйственных, культурных работников, кадров всей советской интеллигенции, - к ликвидации своей теоретической отсталости.
"Краткий курс истории ВКП(б) кладет начало но­вому мощному идейно-политическому подъему в жиз­ни нашей партии и советского народа.
Овладевая теорией марксизма-ленинизма, вооружаю­щей знанием законов общественного развития, " наши кадры станут действительно непобедимыми и еще успешнее поведут под знаменем этой теории под руководством партии Ленина - Сталина весь советский народ к победе коммунизма.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

-----------------------------------------------------------------------------------2--------------------------------------------------------------------------------------
Об изучении марксистско-ленинской теории командным, политическим и начальствующим составом РККА

Директива ПУРККА N 95 от 18.ХII. 1938 г.

"Краткий курс истории ВКП(б)", созданный при не­посредственном участии товарища Сталина и одобрен­ный ЦК ВКП(б), является энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма.
Воспитание наших военных кадров, как и всей со­ветской интеллигенции, в духе марксизма-ленинизма .является одной из самых первоочередных и важнейших задач. Изучение законов общественного развития и по­литической борьбы поможет партийным и непартийным большевикам Рабоче-Крестьянской Красной Армии под­ать свою идейную вооруженность и бдительность, поможет им повысить свой теоретический и политический уровень.
С выходом в свет "Краткого курса истории ВКП(б)" наши кадры получили подлинно научную историю большевизма, идейное оружие невиданной силы и мощи, помогающее им понимать прошедшее, разбираться в настоящее и предвидеть будущее.
Из года в год страна дает Рабоче-Крестьянской Красной Армии более грамотного и развитого красноармейца. Уже сейчас, как массовое явление, в частях имеются красноармейцы, окончившие 6-7 классов средней школы. Естественно, что их запросы к руководителям возрастают. Командир и политработник, не работающий над собой, не Повышающий изо дня в день свой теоретический уровень, не может быть полноценным руководителем красноармейцев.
Особенно остро стоит вопрос о теоретическом уровне наших комиссаров и политработников. В при­казе Народного Комиссара Обороны товарища Воро­шилова "О боевой и политической подготовке войск на 1939 учебный год" сказано: "При подборе и выдвиже­нии кадров политсостава на руководящие посты сле­дует иметь в виду, что для политработника мало быть безупречно честным и преданным делу партии Ленина - Сталина. Это первое требование, предъявляемое полит­работнику. Но он должен быть также достаточно гра­мотным в общеобразовательном отношении и высоко подготовленным в политическом и военном смысле. Сам характер работы комиссара и политработника предъявляет к ним требования быть в числе самых культурных людей части". Это указание наркома обя­заны помнить политработники и сделать из него все выводы.
Постановление ЦК ВКП(б) "О постановке партий­ной пропаганды в связи с выпуском "Краткого курса истории ВКП(б)" указывает нам путь к овладению сокровищницей марксизма-ленинизма. В армии, больше чем где бы то ни было, марксистско-ленинская учеба превращалась в школярство, командиров и политра­ботников превращали в вечных школьников начальных классов, неспособных к самостоятельной работе над книгой. Пора покончить с огульным зачислением взрослых людей в обязательные группы и восстановить в наших кадрах веру в свои силы и способности само­стоятельно овладеть марксистско-ленинской теорией.
"Овладение марксистско-ленинской теорией, - гово­рится в постановлении ЦК ВКП(б), - дело наживное. Именно теперь, при Советской власти и победе социа­лизма в СССР, созданы неограниченные возможности для того, чтобы наши руководящие кадры успешно овладевали марксистско-ленинской теорией, изучили историю партии, труды Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. Для того, чтобы овладеть теорией марксизма-ленинизма, надо лишь проявить желание, настойчи­вость и твердость характера в достижении этой цели. Если можно успешно овладеть такими науками, как, например, физика, химия, биология, то тем более нет оснований сомневаться, что можно полностью овла­деть наукой марксизма-ленинизма".

Политическое управление РККА предлагает:

1.В основу пропаганды марксистско-ленинской теории среди командного, политического и начальствую­щего состава положить глубокое изучение "Краткого
курса истории ВКП(б)".
2.Отменить мелкую опеку и контроль за работой каждого командира, политработника и коммуниста. Главным и основным способом изучения марксизма-ленинизма партийными и непартийными большевиками
РККА должно быть самостоятельное чтение.
3.Каждый член нашей великой партии изучает историю ВКП(б) в свободное от работы время. В целях помощи командному и начальствующему составу быстрее овладеть марксистско-ленинской теорией, отвести в 1939 г. (за счет времени, предусмотренного для командирской учебы) 90 часов на изучение "Краткого
курса истории" ВКП(б)". Рассматривать эти 90 часов как дополнительное время для самостоятельной работы командного и начальствующего состава.
В дни командирской учебы организовать квалифици­рованные лекции и консультации по истории больше­вистской партии и основным работам Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина; Политическое управление РККА будет периодически высылать лекторов в по­мощь изучающим историю ВКП(б) в крупные гарни­зоны. ПУОКРы обязаны также подобрать группу лек­торов, достаточно теоретически подготовленных, и по­сылать их в части и соединения округа для чтения лекций. Работу лекторских бюро при Домах Красной Армии, где таковые имеются, взять под полный кон-июль полит органов.
Комиссары и политорганы должны обеспечить мак­симальное и правильное использование на местах лек­торов, создать все условия для слушания лекций, от­вести лучшие помещения, оборудованные для записи лекций.
4.Наш командный, политический и начальствующий
состав проявляет огромный интерес к вопросам международного положения, политики большевистской партии и правительства. Военкомы и политорганы должны учесть запросы командного, политического и на­чальствующего состава и предусмотреть для них в часы массовой работы цикл квалифицированных докла­дов и лекций по этим вопросам. Кроме того, организовать цикл лекций по утвержденной Политическим управлением РККА программе "О методах борьбы со
шпионски-вредительской, диверсионной и террористической деятельностью разведок капиталистических стран и их троцкистско-бухаринской агентуры".
5.Для передачи лекций и консультаций широко использовать радио. Дни, часы, тематика лекций, фа­милии лекторов и консультантов должны быть заранее известны командному и начальствующему составу. Посещение лекций и консультаций добровольное.
6.Партийные кабинеты поставить целиком на службу
овладения большевиками марксистско-ленинской теорией. В целях создания командирам и политработникам лучших условий для самостоятельной работы во
всех Домах Красной Армии, клубах и частях органи­зовать хорошо оборудованные рабочие комнаты.
7.Для обмена мнениями по теоретическим и поли­тическим вопросам, также по основным работам Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина, политорганы и
военкомы организуют теоретические конференции. Тео­ретические конференции проводятся 3 - 4 раза в год на сугубо добровольных началах за счет
времени, отведенного на марксистско-ленинскую подготовку.
Тематика, сроки и методы проведения теоретических конференций устанавливаются военкомом части или политорганом на основе запросов и предложений ко­мандиров и политработников, изучающих историю ВКП(б).
Теоретические конференции должны проводиться в форме развернутой товарищеской дискуссии и актив­ного обсуждения всеми участниками поставленных во­просов. Докладчиками должны выступать сами коман­диры и политработники, изъявившие на это доброволь­ное желание.
План работы и основные вопросы конференции дол­жны широко популяризироваться в печати и должны быть заранее (не менее, чем за декаду) известны ка­ждому ее участнику.
Для руководства теоретическими конференциями вы­делять наиболее квалифицированных пропагандистов.
8. Для командиров и политработников, изъявивших желание изучать историю ВКП(б)в кружках, создать, в зависимости от их подготовки, кружки трех типов, как указано в постановлении ЦК ВКП(б).
При организации кружков исходить не только из желания командиров, но также из наличия квалифици­рованных пропагандистов, не гнаться за количеством кружков, а обеспечивать высокое качество их работы.
План работы кружков и методика занятий устанав­ливаются слушателями совместно с руководителем кружка. При этом необходимо руководствоваться ука­занием ЦК ВКП(б) - "не растягивать занятия на слишком долгий период времени". Работа кружков должна быть построена на основе живой беседы и то­варищеской дискуссии. Руководитель кружка должен отвечать на запросы членов кружка и заключать това­рищеское обсуждение темы.
9. Подготовку руководителей кружков проводить в семинарах пропагандистов, организуемых, как правило, при соединениях. Работу пропагандистских семинаров строить применительно к трем типам кружков и с таким расчетом, чтобы семинары пропагандистов по изучению "Краткого курса истории ВКП(б)" шли значительно раньше кружков.
"Занятия в семинарах пропагандистов надо поставить таким образом, чтобы была обеспечена творческая работа каждого участника семинара, велось живое обсуждение теоретических вопросов, чтобы была обес­печена товарищеская дискуссия по теоретическим и методическим вопросам".
10. Решительно покончить с недооценкой печатной пропаганды. Военкомы и политорганы должны органи­зовать в окружных и, дивизионных газетах показ опыта самостоятельной работы командиров и политработни­ков по изучению истории ВКП(б) и произведений Маркса - Энгельса - Ленина - Сталина. В окружных га­зетах перепечатывать лучшие теоретические статьи из "Правды", "Красной звезды" и "Комсомольской прав­ды" и отвечать на вопросы, возникающие в процессе самостоятельной работы у командиров и политработ­ников. В окружных газетах создавать отделы пропа­ганды лишь по мере того, как политические управле­ния округов (политические управления армий) подберут квалифицированных людей, способных руководить этой работой в газете.
11. Политорганы и комиссары должны до конца вытравить вредную бюрократическую затею "контроли­ровать" каждого командира и политработника, изучаю­щего марксизм-ленинизм в кружке или самостоятельно. Необходимо, однако, хорошо разъяснить каждому командиру и политработнику, что овладение маркси­стско-ленинской теорией - его первостепенная задача.


Начальник политического управления РККА - армейский комиссар 2 ранга Л. М е х и и с
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

-----------------------------------------------------------------------------------------3--------------------------------------------------------------------------------
ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЕДИНОНАЧАЛИЯ В КРАСНОЙ АРМИИ И ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

Указ Президиума Верховного Совета СССР

12 августа 1940 г.
В связи с тем, что институт комиссаров уже выполнил свои основные задачи, что командные кадры Красной Армии и Военно-Морского Флота за последние годы серь­езно окрепли, а также в целях осуществления в частях и соединениях полного единоначалия и дальнейшего повышения авторитета командира--полновластного руко­водителя войск, несущего полную ответственность также и за политическую работу в частях,-- Президиум Верхов­ного Совета СССР постановляет:
1. Отменить "Положение о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии", утвержденное Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров СССР от 15 августа 1937 года
N 105/1387.
2. Ввести в соединениях (корпусах, дивизиях, бригадах), частях, кораблях, подразделениях, военно-учебных заведениях и учреждениях Красной Армии и Военно-Морского Флота институт заместителей командиров (начальников) по политической части.
3. Обязать Военные советы округов, фронтов и армий осуществлять повседневный живой контроль за политической работой в корпусах, дивизиях, бригадах.


Председатель Президиума

Верховного Совета СССР

М. Калинин

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. Горкин

Москва, Кремль. 12 августа 1940 г.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

-----------------------------------------------------------------4-----------------------------------------------------------------------------------------------------
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
'
№ 0037 26 июля 1940 года

1. В связи с образованием Главных управлений Народного комиссариата обороны в целях улучшения руководства войсками в составе Народного комиссариата обороны Союза ССР иметь:

1) Генеральный штаб Красной Армии,
2) Главное управление политической пропаганды Красной Армии,
3) Главное управление Военных Воздушных Сил Красной Армии,
4) Главное артиллерийское управление Красной Армии,
5) Главное автобронетанковое управление Красной Армии,
6) Главное военно-инженерное управление Красной Армии,
7) Главное интендантское управление Красной Армии,
8) Управление боевой подготовки Красной Армии,
9) Управление противовоздушной обороны Красной Армии,
10) Управление связи Красной Армии,
11) Управление военно-химической защиты Красной Армии,
12) Управление снабжения горючим Красной Армии,
13) Управление высших военно-учебных заведений Красной Армии,
14) Управление военно-учебных заведений Красной Армии,
15) Управление кадров Красной Армии,
16) Санитарное управление Красной Армии,
17) Ветеринарное управление Красной Армии,
18) Управление делами при Народном комиссаре обороны,
19) финансовый отдел при Народном комиссаре обороны.

Инспекции при Народном комиссаре обороны:

1) Инспекция пехоты Красной Армии,
2) Инспекция кавалерии Красной Армии,
3) Инспекция артиллерии Красной Армии,
4) Инспекция автобронетанковых войск Красной Армии,
5) Инспекция Военно-Воздушных Сил Красной Армии,
6) Инспекция инженерных войск Красной Армии,
7) Инспекция связи Красной Армии.

2. Назначаются:

Начальником Управления связи генерал-майор Гапич Н. И.
Начальником Управления военно-химической защиты генерал-майор технических войск Мельников П. Г.
Начальником Управления снабжения горючим генерал-майор танковых войск Котов П. В.
Начальником Управления высших военно-учебных заведений генерал-лейтенант Сафронов Г. П.
Начальником Управления военно-учебных заведений генерал-лейтенант Смирнов И. К.
Начальником Санитарного управления бригврач Смирнов Е. И.
Начальником Ветеринарного управления бригветврач Барковский К. И.
Начальником Управления делами при Народном комиссаре обороны генерал-майор Дратвин М. И.
Начальником финансового отдела при Народном комиссаре обороны генерал-майор интендантской службы Хотенко Я. А.

3. Приказываю:

1) Переименовать:

а) Политическое управление Красной Армии в Главное управление политической пропаганды Красной Армии.
б) Управление по начальствующему составу Красной Армии в Управление кадров Красной Армии.

2) Включить 5-е управление Красной Армии в состав генерального штаба Красной Армии.
3) Расформировать:

а) Главное управление Красной Армии, его функции и дела передать Генеральному штабу Красной Армии.
б) Управление начальника пехоты, с обращением личного состава на укомплектование Инспекции пехоты.

в) Отдел изобретений НКО СССР, с передачей его функций и личного состава соответствующим главным управлениям. Расформирование и передачу дел отдела изобретений НКО СССР главным управлениям возлагаю на моего заместителя Маршала Советского Союза т. Кулика.

г) Группу контроля при НКО СССР, передав ее дела и переписку в Управление делами при Народном комиссаре обороны СССР.
д) Инспекцию Осоавиахима, передав дела и функции Инспекции пехоты.

4. Передать:

а) Инспекцию физической подготовки и спорта Красной Армии в Инспекцию пехоты.
б) Инспекцию военных оркестров Красной Армии в Инспекцию пехоты.
в) Хозяйственный отдел ЦУ НКО в Управление делами при Народном комиссаре обороны СССР.

4. Начальнику Генерального штаба Красной Армии представить мне к 5 августа штаты, а к 25 августа проект положения о Народном комиссариате обороны Союза ССР.

5. Реорганизацию центральных управлений НКО закончить к 20 августа с. г.

6. Приказы Народного комиссара обороны Союза ССР 1939 г. № 0156 и № 0223 отменить.


Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

---------------------------------------------------------------5------------------------------------------------------------------------------------
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 1937 года № 105/1387

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РККА

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: Утвердить Положение о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
А. Горкин

--------------------------------------------------------------------------------
ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
1. Для политического руководства и непосредственного проведения партийно-политической работы в войсковых частях, соединениях, учебных заведениях, учреждениях и управлениях РККА Народным комиссаром обороны СССР по представлению Политического управления РККА назначаются военные комиссары.

2. Военный комиссар и командир (начальник) несут полную ответственность за воспитание красноармейца и всего начальствующего состава в духе беззаветной преданности Родине и Советской власти и беспощадной борьбы с врагами народа.

3. Военный комиссар наравне с командиром (начальником) отвечает за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение военной дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую, оперативную и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства части (соединения, управления, учреждения и пр.).

4. Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть (соединение, управление, учреждение и пр.) от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА.

5. На военного комиссара возлагается обязанность строжайше следить за точным исполнением всеми работниками части (соединения, управления, учреждения и пр.) всех приказов, инструкций и положений, относящихся к сохранению военной тайны.

Военный комиссар обязан принимать все меры к повышению у всего состава части (соединения, управления, учреждения и пр.) чувства ответственности за соблюдение военной тайны и лично являться образцом в этом отношении.

6. Военный комиссар должен повседневно и всесторонне изучать личный состав своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), знать настроения, нужды и запросы красноармейцев и начальствующего состава.

7. В области партийно-политической работы на военного комиссара возлагается:

а) руководство работой политорганов, партийных и комсомольских организаций части (соединения, управления, учреждения и пр.) в соответствии с инструкциями организациям ВКП(б) и ВЛКСМ в Красной Армии;
б) организация и проведение необходимых партийно-политических мероприятий, обеспечивающих неуклонное выполнение планов и задач боевой и политической подготовки части (соединения, управления, учреждения и пр.);
в) руководство агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работой в части (соединении, управлении, учреждении и пр.) и всеми видами красноармейской самодеятельности;
г) установление постоянной связи с местными партийными организациями.
8. Для успешного выполнения своих обязанностей военный комиссар должен непрерывно совершенствовать свои военные знания. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) несут полную ответственность за военную подготовку всего политсостава части (соединения, управления, учреждения и пр.).

9. Военный комиссар систематически в установленном порядке информирует командира (начальника) своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), вышестоящих комиссара и политорган о политико-моральном состоянии части и о мерах, принятых к устранению отрицательных явлений.

10. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) аттестует командный и начальствующий состав части (соединения, управления, учреждения и пр.) и составляет на каждого из них подробную политическую характеристику. Аттестации подписывает командир (начальник) и военком части (соединения, управления, учреждения и пр.).

Назначения и представления к назначению, к награждению и присвоению очередных военных званий, а также смещения командного и начальствующего состава производятся командиром (начальником) и военным комиссаром совместно.

11. Военный комиссар в своей деятельности руководствуется приказами и распоряжениями Народного комиссара обороны СССР, Политического управления РККА, а также приказами и указаниями тех военных советов, военкомов и политорганов, которым он подчинен по службе.

12. Все приказы по части (соединению, управлению, учреждению и пр.) подписываются командиром и комиссаром. Ввиду того, что командир (начальник) является высшим начальником в подчиненной ему части (соединении, управлении, учреждении и пр.), приказы отдаются от имени командира (начальника) части (соединения, управления, учреждения и пр.) по форме: “приказываю”*.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
А. Горкин
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

---------------------------------------------------------------6-----------------------------------------------------------------------------------
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
С объявлением постановления ЦИК и СНК СССР «Об утверждении положения о военных комиссарах Рабоче-крестьянской Красной Армии»
№ 165 20 августа 1937 года

Объявляю постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 15 августа 1937 г. «Об утверждении Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии».

Приказ РВС СССР 1928 г. № 385 отменить.
Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов

--------------------------------------------------------------------------------

СОВМЕСТНОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦИК И СНК СССР
Об утверждении Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии
15 августа 1937 г.

Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров СССР постановляют: Утвердить Положение о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР М. Калинин

Председатель Совета Народных Комиссаров СССР В. Молотов

Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР А. Горкин


--------------------------------------------------------------------------------

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННЫХ КОМИССАРАХ РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ
1. Для политического руководства и непосредственного проведения партийно-политической работы в войсковых частях, соединениях, учебных заведениях, учреждениях и управлениях РККА Народным комиссаром обороны СССР по представлению Политического управления РККА назначаются военные комиссары.

2. Военный комиссар и командир (начальник) несут полную ответственность за воспитание красноармейца и всего начальствующего состава в духе беззаветной преданности Родине и Советской власти и беспощадной борьбы с врагами народа.

3. Военный комиссар наравне с командиром (начальником) отвечает за политико-моральное состояние части, за выполнение воинского долга и проведение военной дисциплины всем личным составом части снизу доверху, за боевую, оперативную и мобилизационную готовность, за состояние вооружения и войскового хозяйства части (соединения, управления, учреждения и пр.).

4. Военный комиссар совместно с командиром обязан оградить вверенную ему воинскую часть (соединение, управление, учреждение и пр.) от проникновения и появления в ней врагов народа, шпионов, диверсантов, вредителей, пресекая немедля и решительно всякие действия, могущие нанести вред РККА.

5. На военного комиссара возлагается обязанность строжайше следить за точным исполнением всеми работниками части (соединения, управления, учреждения и пр.) всех приказов, инструкций и положений, относящихся к сохранению военной тайны.

Военный комиссар обязан принимать все меры к повышению у всего состава части (соединения, управления, учреждения и пр.) чувства ответственности за соблюдение военной тайны и лично являться образцом в этом отношении.

6. Военный комиссар должен повседневно и всесторонне изучать личный состав своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), знать настроения, нужды и запросы красноармейцев и начальствующего состава.

7. В области партийно-политической работы на военного комиссара возлагается:

а) руководство работой политорганов, партийных и комсомольских организаций части (соединения, управления, учреждения и пр.) в соответствии с инструкциями организациям ВКП(б) и ВЛКСМ в Красной Армии;
б) организация и проведение необходимых партийно-политических мероприятий, обеспечивающих неуклонное выполнение планов и задач боевой и политической подготовки части (соединения, управления, учреждения и пр.);
в) руководство агитационно-пропагандистской и культурно-просветительной работой в части (соединении, управлении, учреждении и пр.) и всеми видами красноармейской самодеятельности;
г) установление постоянной связи с местными партийными организациями.
8. Для успешного выполнения своих обязанностей военный комиссар должен непрерывно совершенствовать свои военные знания. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) несут полную ответственность за военную подготовку всего политсостава части (соединения, управления, учреждения и пр.).

9. Военный комиссар систематически в установленном порядке информирует командира (начальника) своей части (соединения, управления, учреждения и пр.), вышестоящих комиссара и политорган о политико-моральном состоянии части и о мерах, принятых к устранению отрицательных явлений.

10. Военный комиссар вместе с командиром (начальником) аттестует командный и начальствующий состав части (соединения, управления, учреждения и пр.) и состааляет на каждого из них подробную политическую характеристику. Аттестации подписывает командир (начальник) и военком части (соединения, управления, учреждения и пр.).

Назначения и представления к назначению, к награждению и присвоению очередных военных званий, а также смещения командного и начальствующего состава производятся командиром (начальником) и военным комиссаром совместно.

11. Военный комиссар в своей деятельности руководствуется приказами и распоряжениями Народного комиссара обороны СССР, Политического управления РККА, а также приказами и указаниями тех военных советов, военкомов и политорганов, которым он подчинен по службе.

12. Все приказы по части (соединению, управлению, учреждению и пр.) подписываются командиром и комиссаром. Ввиду того, что командир (начальник) является высшим начальником в подчиненной ему части (соединении, управлении, учреждении и пр.), приказы отдаются от имени командира (начальника) части (соединения, управления, учреждения и пр.) по форме: “приказываю”*.

Председатель Центрального Исполнительного Комитета СССР
М. Калинин
Председатель Совета Народных Комиссаров СССР
В. Молотов
Секретарь Центрального Исполнительного Комитета СССР
А. Горкин
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

----------------------------------------------------------------7---------------------------------------------------------------------
СОВ. СЕКРЕТНО
экз. № 1

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0010

15 марта 1940 года
гор. Москва

1. Утвердить прилагаемые при сем штаты редакций и типографий газет на иностранных языках на мирное и военное время.

2. По штату редакций и типографий газет на иностранных языках (на мирное время) содержать редакции и типографии газет:

в ЛВО – на финском, шведском и английском языках;
в БОВО – на немецком и польском языках;
в КОВО – на немецком, польском и румынском языках;
в ОДВО – на румынском языке;
в ЗАКВО – на турецком, иранском и английском языках;
в САВО – на иранском, афганском, индийском – урду, индийском – панджаби и английском языках;
в ЗАБВО – на китайском и японском языках;
в 1 Армгруппе – на японском, китайском и монгольском языках;
во 2 ОКА – на японском и китайском языках;
в 1 ОКА – на японском, китайском и корейском языках.

3. Штаты №№ 4/932, 4/933, 48/910, 48/911, 48/924 и 48/927 – ОТМЕНИТЬ.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ОБОРОНЫ СССР
МАРШАЛ СОВЕТСКОГО СОЮЗА – К. ВОРОШИЛОВ
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

------------------------------------------------------------------8-----------------------------------------------------------------------------------
СОВ. СЕКРЕТНО
экз. № 1

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0012

19 марта 1940 г.
г. Москва

1. Расформировать редакции и типографии газет на финском языке:

7 Армии – "Финский рабочий".
8 Армии – "Народное слово".
9 Армии – "Голос финского народа".
13 Армии – "Голос народа".
14 Армии – "Народная Правда".

2. Материальную базу указанных в 1 пункте редакций и типографий газет направить в Политуправление Красной Армии.

3. Личный состав перечисленных выше редакций и типографий газет временно зачислить в распоряжение Политуправления РККА. Пуармам 7, 8, 9, 13, 14 представить в Политуправление РККА списки работников редакций и типографий и личные дела для решения вопроса о дальнейшем их использовании.

4. Расформировать редакцию и типографию газеты 14 Армии на английском языке - "Солдатская правда", передав личный состав и материальную базу в распоряжение Политуправления РККА.

ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР
АРМЕЙСКИЙ КОМИССАР 1 РАНГА – Л. МЕХЛИС
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

------------------------------------------------------------9-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
СОВ. СЕКРЕТНО
экз. № 2

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0014

27 марта 1940 г.
гор. Москва

1. В связи с окончанием военных действий красноармейские газеты 7 армии "Боевая красноармейская" и 13 армии "Во славу Родины" расформировать.
Кадровый личный состав редакции и типографии газет вернуть к прежнему месту работы. Приписной состав редакций и типографий отчислить в запас.
2. Автотипографию газеты 7 армии со всем оборудованием и походной цинкографией передать в распоряжение Политуправления Средне-Азиатского Военного округа. Автотипографию газеты 13 армии со всем оборудованием и походной цинкографией передать в распоряжение Политуправления Закавказского военного округа.
3. Политуправлению ЛВО автотипографии 7 и 13 армий отправить в Политуправления САВО и ЗАКВО, придав им по нескольку человек специалистов, знающих работу автотипографии.
4. Политуправлению САВО и ЗАКВО в 15 дневный срок после прибытия автотипографии освоить ее, обучив работников окружной газеты пользоваться автотипографией.
5. Поезд-типографию, находящийся в распоряжении Политуправления Ленинградского Военного округа, перевести на штат мирного времени. Приписной состав отчислить в запас.
6. Неиспользованные запасы бумаги и других материалов передать в распоряжение XI отдела Политуправления Красной Армии.
7. Исполнение приказа возлагаю на Политуправление Ленинградского военного округа.
8. Приказ ввести в действие по телеграфу.

ЗАМ. НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР
АРМЕЙСКИЙ КОМИССАР 1 РАНГА – Л. МЕХЛИС
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4982
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: Нормативная база органов пропаганды

Сообщение slepmehanik »

---------------------------------------------------------------10---------------------------------------------------------------------------
СОВ. СЕКРЕТНО
экз. № 1

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР
№ 0027

31 мая 1940 г.
гор. Москва

В целях своевременного выпуска литературы на иностранных языках для нужд Красной Армии ПРИКАЗЫВАЮ: начальнику Военного издательства НКО в месячный срок оборудовать в 3-й (секретной) типографии Воениздата цех с необходимыми иностранными шрифтами для выпуска литературы на иностранных языках (английском, немецком, французском, шведском, финском, эстонском, латвийском, литовском, польском, венгерском, румынском, турецком, иранском, афганском, индийском, китайском, монгольском, корейском, японском языках).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРОДНОГО КОМИССАРА
ОБОРОНЫ СССР
АРМЕЙСКИЙ КОМИССАР 1 РАНГА – Л. МЕХЛИС
Ответить

Вернуться в «Структура советских органов пропаганды»