704/V.43. Капитан Кулаков.

Обсуждение конкретных листовок, связанных с ними боевых эпизодов и персоналий.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Всем привет! Давно собирался написать об этой листовке.
Когда-то давно мне в руки попала книга Вальтера Швабедиссена "Сталинские соколы. Анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг." (Оригинальное название - Russian Air Force in the Eyes of German Commanders). Не буду останавливаться подробно на самой книге, в которой, фактически, автор опирается на 5-6 мнений других командиров Люфтваффе и не утруждает себя опорой на документы. Текст издания впервые опубликован в журнале Института ВВС США № 175 (июнь 1960 г), что, с учетом разгара Холодной войны, дает понять "непредвзятость" суждений автора.
Интересно же в этой книге следующее. Среди ссылок на мнения немецких пилотов и командиров, автор часто приводит высказывания некоего лейтенанта Кулакова, перелетевшего к немцам.
Вот некоторые цитаты:
По словам советского летчика-истребителя младшего лейтенанта Кулакова, русские боялись оборонительного огня летящих строем немецких бомбардировщиков, но специального приказа избегать встречи с этими подразделениями не было. Как правило, атаки осуществлялись сзади снизу. В первой все самолеты следовали за командиром, после чего каждый истребитель вел бой по своей инициативе. При обнаружении немецких бомбардировщиков с истребительным сопровождением, задание делилось на два этапа: связывание боем истребителей и одновременная атака бомбардировщиков.
Часть II. Глава 3. Действия истребителей.
В этом отношении интересны показания захваченного в плен младшего лейтенанта Кулакова. Среди прочего он говорит о плохом техническом состоянии его самолета, причиной чему отчасти было то, что машина находилась в эксплуатации слишком давно, и рассказывает, что имело место множество отказов по небоевым причинам. Серьезным основанием механических неполадок выступали частые отказы системы смазки коленвала, прихватывание и выгорание подшипников. В целом Кулаков положительно оценивает вооружение самолетов, особенно крыльевые пушки И-16. В отличие от пулеметов, их редко заклинивало. Он считает, что ракеты, которые, пролетев 600 м, разлетались на бесчисленные осколки, имели небольшой эффект в воздушном бою, но были хороши против групповых целей.
Часть II. Глава 3. Типы самолетов, вооружение и оборудование.
Весьма характерным оказалось высказывание русского летчика — старшего лейтенанта Петра Кулакова, который сбил девять немецких самолетов и сам часто покидал свою поврежденную машину с парашютом. 24 февраля 1942 г. он добровольно приземлился на одном из немецких аэродромов. Кулаков очень высоко оценивал пилотов Люфтваффе, но когда его спросили, есть ли шансы у Германии победить в этой войне, его ответ был краток: «Ни одного!».
Часть III. Глава 3. Истребительная авиация. Общие сведения.

После того, как я увидел листовку с обращением Кулакова, я сразу же вспомнил давно забытую тенденциозную книжку.
В первую очередь, загадкой стало воинское звание Кулакова. В листовке он представляется капитаном, в книге - сначала младшим, а затем старшим лейтенантом. Последние обстоятельства, впрочем, стоит оставить на совести автора книги, лишний раз убедившись в его внимании к фактам и деталям.
Запомним дату перелета - 24.02.1942 г.
Вооружившись этими противоречивыми сведениями, я открыл Google и начал искать.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Поиск почти сразу начал приносить результаты.
Удалось выяснить некоторые биографические подробности о нашем герое.

Кулаков Петр Яковлевич, 1908 г.р., в РККА с 1931 г.
Участник советско-финляндской войны, старший лейтенант, командир неотдельного отряда 12 ОИАЭ, за "31 боевой вылет и 19.2.40 участвовал в воздушном бою в котором группой был сбит самолет пр-ка", награжден орденом Красного Знамени (21.4.40).
Т.е. на конец Финской войны имел счет 0+1, далее 30.11.39 сбил свой СБ (в донесении выглядит так:
"при вылете на атаку неизвестных самолетов в районе Гакково (10.40-11.45) произвел взаимную перестрелку с самолетом ВВС ЛВО СБ шедшим с веста через запретную зону. В результате перестрелки самолет СБ произвел вынужденную посадку с выведенным из строя моторами в районе Хаболово. Самолет требует ремонта. Старший лейтенант КУЛАКОВ на самолете с пробитой длинной очередью с СБ винтом произвел вынужденную посадку на лес в районе Хаболово. Самолет сгорел летчик вышел на 10-12 дней из строя – получил повреждение правой руки, трещина кости."

В мирной жизни между войнами.
Из донесения начальника УБП ВВС КБФ:
«Старший лейтенант КУЛАКОВ, в ответ на принятые к нему меры за нарушение Наставления по производству пилотажа, 18.8.40 во время воздушного парада. 21.8.40 г. принес командиру эскадрильи орден «Красного Замени» и орденскую книжку, заявил: «возьмите, он мне больше не нужен»
.

В годы Великой Отечественной войны, заместитель командира эскадрильи 13 АП ВВС КБФ.
5.9.41 в паре сбил Ме-109 (Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006)
05.12.1941 года забрал сожительницу и перелетел на И-16 к немцам в Гатчину.

Если быть точнее, Кулаков приземлился на аэродроме Сиверский в Гатчинском районе, где в тот момент базировались части знаменитой JG 54 "Зеленое сердце" (Grunherz), которую наши авиаторы ласково называли "Зелеными жопами", но при этом серьезно опасались.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

О перелете именно на Сиверский пишет в своей книге воспоминаний "В воздушных боях. Балтийское небо" Анатолий Лашкевич:
О случаях же предательства летчиков известно еще меньше: в частности и потому, что материалы о них отсутствуют в открытых фондах ЦАМО и ЦВМА. На Балтике известно о четырех таких случаях. Один произошел зимой 1941–1942 года, когда к немцам на аэродром Сиверский на И-16 вместе со своей сожительницей перелетел летчик Кулаков. Он активно помогал врагу, о чем упоминается в книгах, посвященных истории немецкой истребительной эскадры JG54...
О нем также упоминает летчик-штурмовик 35 ШАП ВВС КБФ Алексей Михайлович Батиевский в своем интервью для книги Артема Драбкина "Я дрался на Ил-2. Книга вторая":
Когда мы начали воевать с аэродрома Каменка, было очень сложно. Тут и немцы листовки разбрасывают, «сдавайтесь…» и так дальше всякое-прочее. За всю войну только один летчик Кулаков, один-единственный перелетел на сторону немцев. Было это в начале войны, в 1941 году. У него жена работала в Военторге. Взяла с собой мешок денег. Он бронеспинку с самолета И-16 снял, она ему взгромоздилась на плечи, и улетели к немцам. А немцы продолжали большим тиражом печатать «Берите пример с Кулакова», весь аэродром засыпало ночью этими листовками.
Это упоминание особенно интересно хотя бы тем, что 35 ШАП, сформированный приказом Наркома ВМФ СССР No.01089 от 24.11.42 г., начал боевые действия с аэродрома Каменка 22 июня 1943 года, в годовщину начала войны, скорее всего был засыпан именно листовками, упомянутыми в названии темы!
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Вот что пишут на тему Кулакова в книге "Black cross vs Red star" Кристер Бергстрём и Андрей Михайлов (перевод с английского мой):
5 декабря 1941 года 13 ИАП 61-й авиабригады ВВС КБФ заявил о потере истребителя И-16, управляемого старшим лейтенантом Петром Кулаковым и пропавшего без вести во время вылета в район Ладожского озера. Однако, на самом деле, Кулаков сознательно направился к немецкому аэродрому и добровольно сдался противнику.
История Кулакова весьма показательна в своей суровости для множества советских летчиков, сражавшихся на северных участках фронта с момента начала германского вторжения. Он утверждал, что сбил финский СБ; но 24.07.1941 г. Кулаков атаковал и сбил неопознанный самолет, думая, что атакует немецкий Bf.110. Однако, выяснилось, что это был один из новых советских бомбардировщиков Пе-2, пилотируемый летчиком 57 БАП ВВС КБФ лейтенантом Чечетиным. Пилот и штурман сбитого бомбардировщика выжили, стрелок-радист погиб. За этот случай Кулаков был приговорен к 8 годам исправительных работ с отсрочкой приговора до конца войны.
Совершивший с начала войны 50 боевых вылетов на Балтике и под Ленинградом Кулаков на себе испытал все страдания и трудности советских пилотов, ощущавших на себе превосходство немецких истребителей Bf.109. Он был дважды сбит, но оба раза спасался на парашюте. Эти спасения от, казалось бы, неминуемой гибели, а также перспектива исправительных работ окончательно обрушили боевой дух Кулакова.
Василий Голубев, ас ВВС КБФ и его ведомый, лейтенант Дмитрий Князев, отправились с Кулаковым в свой роковой вылет 13 августа 1941 года. Увернувшись от атаки 109-х из JG 54, Голубев заметил, что Кулаков, который был ведущим группы И-16, покинул поле боя, бросив своих подчиненных. В ходе дальнейшего боя и Голубев, и Князев, были сбиты.
Несколько дней спустя Кулаков был сбит в третий раз. На этот раз он был ранен и оказался в ленинградском военно-морском госпитале, где в тот момент уже лежал сбитый Голубев. Голубев позже рассказывал историку Карлу-Фредрику Геусту, что настолько разозлился на Кулакова, когда узнал, что тот сбежал из боя 13 августа, что избил его прямо в госпитале. Именно тогда, в госпитале, Кулаков и решил дезертировать.
Старший лейтенант Кулаков жил вместе с летчиками JG 54 несколько месяцев. Позже, по словам ветеранов эскадры, он записался добровольцем в антисоветское летное подразделение, сформированное немцами в конце войны из бывших пилотов ВВС РККА, находившихся в плену. Согласно другим упоминаниям ветеранов эскадры, Кулаков впоследствии был убит партизанами.
Наверное, сам по себе поступок Кулакова и показывает в некоторой степени его усталость от войны, но другие факты его биографии позволяют предположить, что усталость была явно не на первом месте. Плохие отношения с Голубевым и другими летчиками ВВС КБФ после побега из августовского боя и ожидание наказания за случайно сбитый Пе-2 сыграли не менее, а то и более важную роль.
Интересно отметить, как обстоятельства предательства Кулакова были интерпретированы в отчете начальника Главного Политуправления ВМФ армейского комиссара второго ранга Ивана Рогова 19 марта 1942 г.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

А вот и упомянутый в книге документ. Приведу его весь, поскольку документ безумно интересен сам по себе:
ДИРЕКТИВА ГЛАВПУ РКВМФ ЧЛЕНАМ ВОЕННЫХ СОВЕТОВ И НАЧАЛЬНИКАМ ПОЛИТУПРАВЛЕНИЙ ФЛОТОВ, ФЛОТИЛИЙ, НАЧАЛЬНИКАМ ПОЛИТОРГАНОВ РКВМФ О ПОВЫШЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БДИТЕЛЬНОСТИ

№15сс

19 марта 1942 г.

Комиссары и политработники РКВМФ в своем большинстве научились организовывать большевистскую бдительность, сумели воспитать и привить личному составу это неотъемлемое большевистское качество, научились распознавать коварные приемы врага и пресекать подрывную вражескую деятельность в ее зародыше.
Но, к сожалению, есть еще комиссары и политработники, которые про¬ходят мимо нетерпимых фактов притупления большевистской бдительности. Часто только говорят о бдительности на всех собраниях и мало делают для ее укрепления.
Факты следующие:
1. Под Севастополем в тылу наших войск был задержан переодетый в красноармейскую форму «автоматчик» противника. На следствии установлено, что он бывший красноармеец 137 СП Устишин, сдавшийся в плен к немцам. Как член украинской контрреволюционной организации (ОУН) он был принят на службу к фашистам и зачислен стрелком 51-го немецкого полка. Устишин был проинструктирован командиром немецкого полка и, получив фальшивый советский паспорт, ракетницу, автомат и красноармейскую форму, ночью перешел линию фронта. Он имел задачу в тылу наших войск вести огонь из автомата, вызвать панику, создать впечатление выхода немецких частей в тыл наших войск и тем облегчить их наступление.
Устишин показал, что из числа наших военнопленных у немцев отобраны еще такие же «автоматчики», как и он, и все они перебрасываются через линию фронта в красноармейской форме.
Как выяснилось на допросе, этому предателю легко «удалось пройти линию фронта и, не зная нашего пропуска, одного слова «свой», сказанного по-русски часовому полевого караула, было достаточно, чтобы беспрепятственно пройти в тыл наших войск».
2. На один из аэродромов КБФ однажды пришел один человек, назвавшийся инструктором по снабжению. Прошел он на аэродром свободно. Среди командиров за ужином он начал рассказывать, что он инспектор по снабжению и что он для этой части доставил два вагона продовольствия. Никто у этого «инспектора» не проверил документов, не спросил, откуда он и кто.
Больше того, с этим «инспектором» выпивали, уложили даже к себе в землянку спать. А наутро спохватились, что «инспектор» исчез, вместе с ним исчезли кое-какие документы из карманов некоторых командиров.
3. 21 января на НЗ «Мурман» СФ была арестована группа контрреволюционеров-заговорщиков в составе 10 чел. Группа ставила своей целью в удобный момент перебить командование корабля и перейти на сторону врага. В составе этой группы было 2 члена и один кандидат ВКП(б), 6 комсомольцев и один беспартийный.
Существование этой контрреволюционной группы на корабле было возможным только вследствие преступной бездеятельности и политической слепоты военкома корабля Воробьева, работу которого никто не проверял и не контролировал.
Военком Воробьев бездельничал, сидел в хорошо обставленной каюте, читал художественную литературу, с личным составом не общался, с краснофлотцами и командирами не разговаривал, настроений их не изучал и не знал. Партийные и комсомольские организации работали плохо и ими Воробьев не руководил.
Было немало сигналов о враждебной работе на корабле, когда участники группы свободно слушали радио противника, вели антисоветскую агитацию среди личного состава, протаскивали в партию и комсомол своих соучастников, открыто распространяли пораженческие настроения. Дело дошло до того, что присланные на корабль брошюры с докладом тов. Сталина были изъяты этой вражеской группой и к личному составу не попали.
На корабле не раз бывал военком дивизиона старший политрук Юрьев, работники политотдела ОВРа. Комиссар и политотдел ОВРа имели сигналы о неблагополучном положении на корабле, но не принимали никаких мер. Стоило только политотделу основательно проверить работу военкома корабля Воробьева, проверить работу партийной и комсомольской организации, поговорить с командирами и краснофлотцами, как вся бы эта враждебная работа была вскрыта. Но политические слепцы из политотдела ОВРа продолжали только болтать о бдительности и ничего не делать, чтобы ее поднять и укрепить.
Политуправление СФ недостаточно остро сделало выводы по вопросу о раскрытии заговорщической организации на НЗ «Мурман», подошло делячески. Вместо того чтобы распустить партийное и комсомольское бюро НЗ «Мурман», посколько в составе обоих бюро оказались заговорщики, политуправление произвело лишь новые выборы партийного и комсомольского бюро. Политуправление СФ настаивало на оставлении тов. Галкина в должности нач. политотдела, хотя было совершенно очевидным, что Галкин работал плохо и оказался небдительным человеком.
Военком корабля Воробьев снят с должности, арестован и будет строго осужден.
Военком дивизиона старший политрук Юрьев снят с должности, послан на низовую работу и привлечен к строгой партответственности.
Начальник политотдела ОВРа Галкин снят с должности.
Военком ОВРа Новожилов снят с должности, понижен в звании и назначен политруком роты.
4. Бывший военком спасательного судна «Сталинец» ЛВФ ст. политрук Петров с приходом на судно начал подготавливать и подбирать группу бойцов и младших командиров для перехода к врагу. Пользуясь высоким патриотическим чувством бойцов и их огромным желанием идти сражаться с врагом, Петров сколачивал группу под видом «организации партизанского отряда» для действия в глубоком тылу врага. Петрову удалось создать группу из 8 человек наиболее сильных и смелых краснофлотцев и младших командиров. Под видом того, что для работы в тылу противника надо «подготовиться», Петров систематически проводил в группе антисоветскую пропаганду. Этой работой Петров занимался в течение 3 месяцев. Увести группу к врагу Петрову не удалось, он был разоблачен самими краснофлотцами из его же группы и арестован.
Характерным моментом в этом факте было то, что ни начальник политотдела, ни военком соединения не сумели разоблачить Петрова в течение 3 месяцев, хотя к этому имелись все данные.
Во-первых, всем было известно, что на корабле в течение долгого времени не оформлялась партийная организация, Петров это делал сознательно, во-вторых, известен был также факт, когда Петров явно настраивал краснофлотцев против командного состава, в-третьих, секретарю комсомольской организации тов. Лукачу было известно о разговоре Петрова, направленного против командного состава и, наконец, факт создания Петровым «партизанского отряда» на корабле тоже никого не потревожил.
Казалось бы, что, имея эти сигналы, политотделу надо было взяться за Петрова, проверить о нем все сигналы, всю его работу, побыть работнику политотдела несколько дней на корабле, поговорить с командирами, краснофлотцами и, безусловно, вся его вражеская работа была бы значительно раньше вскрыта. Но политотдел начал это делать только после того, как Петров был арестован.
5. В ОВРе Беломорской военной флотилии был арестован военфельдшер Зотов, быв. член ВКП (б). На допросе и суде Зотов признался, что он в октябре месяце попал в окружение немцев, добровольно сдался в плен, и как завербованный немецкой разведкой был переброшен в СССР для шпионской работы.
Характерным в этом факте является то, что этот предатель сумел в течение 3 месяцев побывать во многих частях, сумел одурачить ряд командиров и политработников и был с большим опозданием пойман при проведении своей контрреволюционной работы.
После возвращения из «окружения» Зотов был направлен в Волжскую военную флотилию, где его проверял Особый отдел флотилии. Поверив вранью Зотова, Особый отдел отпустил его и направил в распоряжение Старшего Морского начальника г. Ульяновска. Здесь его вообще никто не проверял, с ним даже никто не поговорил и не пытался установить, кто он и откуда прибыл. В санитарном управлении Зотовым тоже никто не поинтересовался, ему выдали там предписание с направлением в Беломорскую военную флотилию, где он и был назначен начальником санитарной службы дивизиона СКР.
6. В ВМАУ им. Леваневского в помещение радиоузла доступ был свободный, кто хотел, тот и заходил. В ночь с 10 на 11 января радист Снелов включил в трансляционную сеть фашистскую передачу. Была прослушана сводка фашистского информбюро и другие антисоветские передачи. Командиры, в том числе и начальник учебного отдела подполковник Кузнецов, услышав
фашистскую передачу, никаких мер не приняли к ее прекращению и ограничились только тем, что выключили свои репродукторы. Стоит ли после этого доказывать, что в училище есть политическая бдительность. Военком училища полковой комиссар Шебаршин и начальник политотдела училища батальонный комиссар тов. Сарафанов, видимо, никогда не интересовались состоянием и работой радиоузла, там не бывали, не проверяли охрану и допуск в радиоузел, с радистами не занимались и положили под сукно указания Главного политуправления о работе радиоузлов, о бдительности.
7. В штабе эскадры КБФ пропала совершенно секретная карта оперативной обстановки Балтийского моря, документ особой государственной важности. Карта пропадала в течение 3 дней и была потом обнаружена у командира, который никакого отношения к карте не имел. 10 декабря в общей канцелярии линейного корабля «Октябрьская революция» у старшего писаря
Григорьева, не допущенного к секретной и совершенно секретной переписке, были обнаружены в открытом шкафу секретные и совершенно секретные документы.
Командир ТЩ-41 БВФ лейтенант Сосник документы скрытой связи хранил в ящике под койкой вместе с простой литературой. Ящик не опечатывался и не запирался.
Такая безответственность к секретным и совершенно секретным документам есть прямая находка для шпионов. А ведь очень немного усилий требуется на то, чтобы навести в этом деле большевистский порядок.
8. На одном из аэродромов 61-й авиационной бригады КБФ в декабре месяце, днем, заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Кулаков, посадив на самолет И-16 свою жену, улетел вместе с ней к врагу.
Все это могло произойти только благодаря тому, что на аэродроме, в эскадрильи не было настоящей организации службы, элементарного порядка и воинской дисциплины, не было ни малейшей бдительности у людей, на глазах у которых готовился и был совершен полет Кулакова.
Разве техникам, готовящим самолет к полету, дежурному по аэродрому, дежурному по полетам нельзя было заметить женщину, садившуюся в боевой самолет, разве весь этот полет не вызывал у этих товарищей недоумение? Но никто не предупредил и не принял мер, чтобы предотвратить полет Кулакова.

9. С 29 июня 1941 г. Духанин, член ВЛКСМ с 1938 г. служил на корабле ПЗБ-2 КВФ командиром отделения строевых. Духанин систематически посещал санитарную часть по поводу воспаления слизистой оболочки глаз. 26 августа специалист-глазник базовой поликлиники установил, что Духанин годен к военной службе, о чем выдал ему на руки справку. В этой справке Духанин перед словом «годен» приписал слово «не» и предъявил эту справку командованию корабля. Командир корабля лейтенант Сотник и комиссар политрук Попов не посмотрели, как следует, эту справку и на основании ее
Духанину выдали документ о том, что к военной службе не годен. С этим документом Духанин был направлен на врачебную комиссию при санотделе для увольнения с военной службы. На этой комиссии Духанин был уличен в подделке справки врача и разоблачен, но несмотря на это, задержан не был, а направлен был в свою часть. Боясь ответственности, Духанин дезертировал и в часть не вернулся. Затем он без всяких документов явился в Ростове-на-Дону к военному коменданту, соврал ему, что отстал от поезда, а последний, поверив Духанину, направил его в Новороссийский полуэкипаж.
Отсюда Духанин переходил из части в часть, был даже несколько дней на фронте. Везде врал и обманывал, а ему верили. Во 2 БТК ЧФ, куда Духанин попал служить, он заявил, что ему необходимо выдать комсомольский билет, так как свой прежний билет он сдал, когда шел в бой и обратно не получил.
Во 2 БТК поверили Духанину, обсудили его ходатайство на комсомольском собрании, на партийной комиссии в составе тов. Клебанчука, Березюка и Третьяка, признали его ходатайство правильным и постановили выдать ему второй комсомольский билет. Этот билет Духанин получил. Затем Духанин снова пошел на медицинскую комиссию с глазами и там, одурачив врачей, получил решение, что к военной службе не годен и должен был снят совершенно с военного учета. Духанин, добившись своего, был демобилизован.
Но когда он ехал через Баку, он там был задержан как дезертир. После ареста он был снова осмотрен врачебной комиссией и признан годным к военной службе. Будучи еще во 2-й бригаде торпедных катеров ЧФ, Духанин выдавал себя за сверхсрочника и получал 10 % надбавки за выслугу лет по штатной должности старшины с окладом 750 рублей в месяц. При аресте у Духанина было обнаружено удостоверение, выданное начальником штаба 2 БТК Маршаковым, о том, что Духанин является старшиной I статьи 2 БТК и два комсомольских билета на его имя.
Все эти преступные похождения дезертира Духанина в течение 4-х месяцев со всей наглядностью показывают, как слаба еще бдительность у целого ряда командиров, комиссаров и политработников и как легко беспечных людей могут дурачить типы вроде Духанина.
10. Начальник управления связи ВМФ тов. Гаврилов и военком того же управления тов. Голубцов представили на утверждение ЦК ВКП(б) для посылки за границу на ответственную работу военинженера 2 ранга Кренгауза, который в прошлом был троцкистом и имеет пять человек близких родственников за границей.
Видимо, военком тов. Голубцов забыл основное большевистское правило в деле подбора и расстановки кадров — подбирать людей по деловым и политическим признакам.

Все эти факты свидетельствуют о том, что некоторые комиссары и полит-органы:
а) не ведут систематической работы по воспитанию большевистской бдительности у личного состава, мало учат политработников на конкретных примерах, как надо укрепить и организовать бдительность. Эта работа очень часто ведется от случая к случаю и больше всего ограничивается только разговорами и призывами о бдительности;
б) оторвались от масс, оказываются невнимательными к так называемым «мелочам», отдельным поступающим сигналам, ухватившись за которые было бы своевременно вскрыть и пресечь в зародыше попытки враждебной работы;
в) не мобилизовали партийные и комсомольские организации на борьбу за бдительность. В силу этого имеются факты, когда проходимцам и враждебным элементам удается пролезть в партию и комсомол и, прикрываясь партийным или комсомольским билетом, облегчать себе вражескую работу.
Комиссары и политработники должны быть самыми бдительными людьми на корабле, в части.

Необходимо провести следующие конкретные мероприятия:
1. Решительно активизировать агитационную и пропагандистскую работу по вопросам бдительности. На политических занятиях, информациях и беседах систематически напоминать и разъяснять бойцам военную присягу, закон о каре за измену Родине, их обязанность сохранять военную тайну и строго выполнять установленный порядок приема и отправки почтово-телеграфной корреспонденции в военное время. Добиться от каждого бойца ясного понимания того, что болтовня и разглашение военных секретов в какой бы то ни было форме есть преступление перед Родиной.
Особое внимание обратить на обязательное проведение этих мероприятий с бойцами прибывшего пополнения и призванными из запаса.
Шире использовать в этих же целях наглядную агитацию: плакаты, лозунги, печатный текст военной присяги, а также выпуск специальных памяток о бдительности для отдельных специалистов (писаря, телефонисты, телеграфисты и т. п.)
Во флотских и многотиражных газетах систематически освещать вопросы бдительности под углом зрения мобилизации бойцов на постоянную бдительность.
2. На закрытых партийных собраниях кораблей и частей периодически практиковать постановку докладов военкомов о состоянии бдительности на корабле, в части. Тщательно обсуждать практические мероприятия парторганизаций и отдельных коммунистов по укреплению бдительности среди личного состава.
3. Военкомам соединений, кораблей и частей повседневно заниматься работой всех видов связи, строго контролировать точное выполнение правил передачи оперативных документов, приказов и распоряжений.
4. Военкомам отделов связи флотов и флотилий меньше сидеть в кабинетах, а больше быть среди работников связи, проводить с ними агитационно-пропагандистскую работу, тщательно изучать людей; непосредственно на месте проверять и контролировать работу телефонистов, телеграфистов, радистов, шифровальщиков и других специалистов связи.
5. Военкомам разведотделов лично проводить агитационную и пропагандистскую работу с работниками отдела, тщательно изучать их и хорошо знать как открытых, так и оперативных работников отдела. Больше бывать в оперативных пунктах, на периферии, где есть работники разведотделов и на месте проверять их работу.
Членам военных советов флотов вплотную заняться работой разведотделов флотов, систематически контролировать работу разведотделов, укрепив их способными, надежными и преданными командирами-коммунистами.
6. Военкомам штабов флотов тщательно изучать и знать всех работников штаба, проводить с ними воспитательную работу, чаще проверять работу отделов штаба и строго следить за выполнением всех требований приказа народного комиссара №0200 о ведении секретной и совершенно секретной переписки.
Меньше находиться в кабинете, а больше бывать непосредственно в отделах штаба, штабах соединений и на месте проверять выполнение приказов народного комиссара.
7. Военкомам и политработникам кораблей и частей особое внимание обратить на работу столовых, кухонь, камбузов. Тщательно проверять личный состав работающих по приготовлению пищи и отпуску продуктов, проводить с ними постоянно воспитательную работу. Самим чаще бывать на камбузе, кухне и столовой. Надо создать такие условия, чтобы исключалась
всякая возможность совершения диверсии (отравления) на камбузе и столовой.
8. Принять все необходимые меры надежной охраны мест размещения личного состава частей авиации, подводных лодок и торпедных катеров. Исключить всякую возможность диверсий этих общежитий со стороны агентов противника.
9. Военкомам частей, складов и баз строго контролировать караульную службу по охране складов боезапасов, топлива, продовольствия, обмундирования и важнейших объектов, как электростанции, линии связи и т. д.
В караульных ротах и командах улучшить воспитательную работу с бойцами и добиться образцового несения ими караульной службы.
Периодически проверять систему пропусков на территории портов, складов, баз аэродромов, систематически контролировать выполнение установлен¬ного порядка и решительно искоренять случаи их нарушений.
10. Военкомам штабов, кораблей, частей и соединений принять самые жесткие меры к хранению чистых бланков штабов, частей и учреждений и их гербовых печатей. Категорически запретить бесконтрольное ими пользование, а лиц, виновных в злоупотреблении бланками, штампами и печатями штабов, кораблей и частей, привлекать к строгой ответственности.
11. Прибывающих на корабли, в части из экипажей и других частей краснофлотцев и красноармейцев тщательно проверять политрукам частей и подразделений, лично беседовать с ними, проверять документы, а в необходимых случаях проверять их и через Особые отделы.
12. С особой тщательностью проверять весь вольнонаемный состав, работающий в частях и учреждениях флота, следить за точным соблюдением правил их найма и допуска к секретным и совершенно секретным документам.
Улучшить с ним политико-воспитательную работу и систематически напоминать им ответственность по клятвенному обязательству.
13. Политуправлениям флотов систематически проверять работу военкомов штабов, отделов флота и партийных организаций этих учреждений. Добиться улучшения внутрипартийной работы этих парторганизаций и высокой бдительности в работе каждого командира и вольнонаемного сотрудника.
14. Военкомам соединений не забывать, что им подчинены начальники Особых отделов соединений, а военкомам кораблей и частей — уполномоченные Особых отделов, они должны ставить перед ними задачи и всячески помогать работникам Особых отделов по борьбе с контрреволюционными вылазками и враждебной работой.
15. Военкомам соединений взять на персональный учет всех лиц:
а) немецкой, итальянской, румынской, финской национальностей;
б) ранее состоявших в других партиях;
в) исключенных из рядов ВКП(б);
г) служивших в белой и иностранных армиях.
Списки хранить в совершенно секретной переписке военкома соединения. Копии списков направить члену военсовета флота.
16. Настоящую директиву объявить под расписку военкомам кораблей и частей.

Начальник Главного политического управления РКВМФ армейский комиссар 2 ранга РОГОВ

ЦВМА, ф. 11, оп. 2, д. 129, л. 66—77. Подлинник.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Также мне попались интересные фотографии, правда, к Кулакову они вряд ли относятся (портретного сходства явно нет), но все же достаточно интересны.
Подборка фотографий пленного летчика на аэродроме Рельбицы - вспомогательной базе JG 54.
rjelbitzi_1942_43_zima_1.jpg
rjelbitzi_1942_43_zima_2.jpg
rjelbitzi_1942_43_zima_3.jpg
Фото взяты с сайта http://soltsy.orthodoxy.ru/our_land/ww2 ... zi_ww2.htm
Оригинальная подпись: Сбитый cоветский летчик-истребитель на рельбицком аэродроме JG 54, зима-весна 1942 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

В плену, согласно непроверенной информации (на форумах авторы комментариев ссылаются на материалы допроса Кулакова немцами, но оригинальные стенограммы мне, к сожалению, найти не удалось), Кулаков утверждал, что спасал женщину от голодной смерти в Ленинграде, и вообще он украинец, и это не его война, воевать за Союз и большевиков он не желает.

Интересно было бы найти оригинальные протоколы допросов Кулакова...
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Кстати, по ОБД Кулаков значится как пропавший без вести.
Кулаков.JPG
Что характерно, донесение составлено 26 марта 1943 года, когда об истории с Кулаковым не знал, думаю, только ленивый.
Документ: Именной список безвозвратных потерь комначсостава военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота за период с 22.06.41 по 20.03.43 года. ЦВМА, ф. 1787, оп. 2, д. 241.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Обратите внимание: из исходной информации о Кулакове, написанной в книге Швабедиссена, правдой оказалось только то, что он старший лейтенант Петр Кулаков и что он добровольно перелетел к немцам :D

А вот, что можно найти о его реальных боевых вылетах:
24.07.1941 г.
В 20:15 через а. Котлы на высоте 1500 м пролетал неопознанный самолет. С поста дежурному летчику Кулакову сообщили, что это идет противник. На И-16 он взлетел. Появившийся самолет пытался уйти и спрятаться в облачность, опознавательных не давал. В результате атак Кулакова сбит и упал. Летчик самолета, оказавшегося нашим Пе-2, погиб, штурман и стрелок спаслись на парашюте.
05.09.1941 г.
В 16:25 А.И.Кузнецов и Кулаков из 13 иап (10 сабр) на высоте 1200 м вели бой с шестью Bf-109. После первой же атаки снизу был сбит Bf-109.
Источник: Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.

К слову сказать, в разных источниках тоже много нестыковок. Эпизод с боем 13 августа и последующим набитием морды достаточно странный. Скорее всего, это характерный для западной историографии пример компиляции непроверенных слухов.
Смотрите:
Василий Федорович Голубев - служил в 13 ИАП КБФ, который 1.05.1942 г. получил гвардейское звание и стал 4-м ГИАП.
Дмитрий Поликарпович Князев же служил в 13-й ИКОАЭ, не имевшей к 13 ИАП никакого отношения (после того, как 13 ИАП стал 4-м ГИАП, 13-я отдельная краснознаменная истребительная авиаэскадрилья была переименована в полк с сохранением номера, став 13-м ИАП, вот и вся связь).
Поэтому в одной паре они лететь явно не могли.
К тому же, в литературе о боевых действиях обеих частей мне не встречается никаких данных о воздушных боях 13 августа 1941 года, в которых ВВС КБФ потеряли бы два И-16. 2 августа, 11 августа, 12, 21, 23, 24, 25 - пожалуйста, но не 13!
Достаточно посмотреть очень удобный и интересный сайт по летчикам Второй Мировой http://allaces.ru.

В интернете, конечно, кочует с сайта на сайт копипаста про "несчастливое число 13 Василия Голубева", и еще куча постов с разными датами: 12 августа, 13...
Можно сказать. что бой происходил над ж/д станцией Вейнмар. Думаю, что речь идет о боях 11-12.08. Вот что происходило над Вейнмаром в эти дни:
11.08.1941 г. 06:37-07:27. Шесть И-16 из 13 коаэ (61 иабр, КБФ) (вед. В.Ф.Голубев) вылетали на прикрытие своих войск. При подходе к району Среднее Село встретили три Ju-88 и два Bf-109. Пошли на перехват шестеркой, но в этот момент были атакованы сверху и сзади восемью Bf-109. В ходе воздушного боя сбили один Bf-109. Одному Bf-109 удалось зажечь самолет летчика Г.К.Сабгайда, который выбросился на парашюте. Два Bf-109 пытались расстрелять его в воздухе. Но Голубев, отбивая атаки Bf-109, прикрывал Сабгайду до его приземления. Раненый летчик доставлен в госпиталь д. Ополье. Четыре Bf-109 пытались сбить Голубева, но он решил вести бой на высоте 30-40 м и оттянул их на свою территорию, где дрался до исхода горючего и сел на ближайший аэродром.
...
В 16:30 пять И-16 из 5 иап (61 иабр) при охране района Веймарн встретили 6 Ju-88 и 25 Bf-109, которые шли тремя группами на разных высотах от 700 до 2000 м. Советские летчики вступили в бой. Bf-109 на виражах затягивали балтийцев на свою территорию. Летчик С.С.Минаков выпрыгнул на парашюте из подбитого самолета.
В 17:05 пять И-16 (вед. С.Н.Дмитриевский) из 71 иап (10 сабр, КБФ) на высоте 2000 м над ст. Веймарн вели бой с большой группой Bf-109. Результатов боя не наблюдали. Поврежден самолет летчика А.Н.Кучеренко. Летчик ранен.
...
В 17:30 три МиГ-3 (вед. К.М.Козлов) в районе Веймарн на высоте 1800-3000 м вели бой с 15 Bf-109. Самолеты противника после каждой атаки переворотом уходили в облачность. Во время боя летчик Б.И.Семенов на высоте 1500 м заметил корректировщика ПЗЛ-24. Выйдя из боя, произвел по нему несколько атак и сбил. Сам был сбит подошедшим в хвост Bf-109. Покинул самолет на парашюте. Благополучно приземлившись, нашел место сбитого ПЗЛ, после чего доставлен оттуда в часть летчиком 22 ап ЛВО Ивановым.

12.08.1941 г. 13:45-14:00. Шесть И-16 из 5 иап (61 иабр, КБФ) (вед. П.И.Павлов и В.В.Шерстобитов) при патрулировании в районе Веймарн - Молосковицы провели три воздушных боя. Первый с четырьмя Bf-109, второй — с двумя Bf-109 и двумя Hs-126, третий - с четырьмя Fw-189 и четырьмя Bf-109. В итоге сбиты Fw-190 и Hs-126. В бою участвовал А.П.Евграфов. http://bombato.net/incest/ С задания не возвратился мл. лейтенант Б.А.Годунов.
...
В 19:15 три И-16 (вед. Х.А.Фридман) из 13 коаэ в районе Веймарн вели воздушный бой с двумя Bf-109 и один сбили.
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Нужно отметить, что, отдавая должное мастерству пилотов JG 54, нельзя умалять заслуг 13 ИАП (4 ГИАП) КБФ. Это был, фактически, лучший истребительный полк на Ленфронте. Достаточно вспомнить фамилии Голубева, Антоненко и Бринько. Полк в 1942 году, еще летая на И-16, добивался успеха в боях даже с новыми Fw-190A.

Изображение
И-16 тип 29 капитана Антоненко.

Изображение
И-16 тип 29 лейтенанта Бринько.

Изображение
И-16 тип 29 старшего лейтенанта Голубева.

Изображение

Изображение

Изображение
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Ответить

Вернуться в «История одной немецкой листовки»