35-я береговая батарея Севастополя

Описание различных фортификационных сооружений, старинных крепостей, инженерных пунктов обороны. Отчеты о поездках по ним, обсуждения.возможны описания интересных обьектов, взятые из сети
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

Сегодня я начну давно обещанную тему о 35-й береговой батарее около города-героя Севастополя.
20180908_130837.jpg

Скажу сразу, в истории Великой Отечественной войны было много трагических событий. Наверное, оборона 35-й батареи является одной из таких страниц истории, которую будут помнить поколение за поколением...Может быть мне как жителю Санкт-Петербурга, города прошедшего блокаду, героические бои на Невском пятачке должно было бы проще написать эту тему. Но, увы, очень трудно остаться беспристрастным. И все таки я попробую.....
20180908_130825.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

Причиной, по которой было принято решение о возведении хорошо укрепленных береговых батарей под Севастополем, послужил провал обороны крепости Порт-Артур во времена русско-японской войны. Решение о строительстве укреплений было принято императором Николаем II 21 мая 1911 года, для чего была выделена сумма в 8 млн. рублей. По плану здесь должно было быть размещено две мощных батареи со сверхкрупным калибром с северного и южного флангов.
Возведение фортификационных сооружений началось в 1912 году. Оно неотрывно связано с именем инженера Ц. А. Кюи, который был к тому же еще и известным композитором.
_CUI3.JPG
Цезарь Кюи родился в Вильно в 1835 году. Его отец Антон Кюи был французом, и после кампании 1812 года он остался в России — преподавал французский в местной гимназии. В свободное время Антон Кюи служил органистом в одном из виленских костелов, а дома играл на фортепиано и сочинял музыку.В 1850 году юный музыкант поступил в Петербургское инженерное училище, а через 5 лет — в Николаевскую военно-инженерную академию.В эти годы Цезарь Кюи писал оперу «Вильям Ратклиф» по произведению Генриха Гейне. Композитор вспоминал, что трагедия в поэтическом переводе Алексея Плещеева привлекла его фантастичным сюжетом: «Красивый стих всегда меня прельщал и имел несомненное влияние на мою музыку». Премьера оперы прошла в 1869 году в Мариинском театре. В 1885 году в городе Льеж прошла премьера «Кавказского пленника» — это была первая русская постановка на бельгийской сцене. В Бельгии Цезарь Кюи написал оперу «Флибустьер» по лирической комедии Жана Ришпена.
Увлекаясь музыкой, Цезарь Кюи не оставлял военную службу. С момента окончания академии он преподавал в младших классах Петербургского инженерного училища, за первые 20 лет службы прошел путь от прапорщика до полковника. Он читал лекции о боевых укреплениях Николаю II и написал много трудов по военному делу: «Атака и оборона современных крепостей», «Опыт рационального определения величины гарнизона современных крепостей», «Краткий учебник полевой фортификации». По этим учебникам учились многие офицеры Русской армии.После Восточной войны Цезарь Кюи написал «Путевые заметки инженерного офицера на театре военных действий о европейской Турции». Эта работа была переведена на многие языки, а Кюи стал известным специалистом по фортификации. Он получил звание профессора и чин генерал-майора. Из-за одинаково страстного и профессионального увлечения композицией и военным искусством Цезарь Кюи получил прозвище «Генерал от музыки». Когда Кюи было 69 лет, его произвели в инженер-генералы.После Октябрьской революции Цезарь Кюи вступил в Красную армию, продолжая преподавать в трех военных академиях. Умер он в Петрограде в марте 1918 года.
Вначале были вырыты внушительные котлованы под башни, выстроены бараки и другие хозяйственные помещения, но строительные работы были прерваны из-за начавшейся революции и последующей за ней гражданской войны.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

Строительство было возобновлено лишь в 1925 году. Теперь оно проходило под руководством двух советских военных инженеров – Б. К. Соколова и В. В. Выставкина. К осени 1929-го года окончательно была сдана в эксплуатацию 35 береговая батарея.
457496.jpg

Радиусы действия береговых батарей №30 и №35. Как раз между ними и находится бухта, которую я неоднократно пересекал на пароме, выдвигаясь из северного Севастополя в южный...но об этом я писал в другой теме.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

35-я батарея была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками "МБ-2-12", спроектированными и изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (орудийные станки и часть механизмов были использованы готовые - снятые из башен линкора "Полтава" БФ). Вес снаряда - 471 кг, дальность стрельбы - до 42 км. По своему устройству батарея состояла из двух орудийных блоков (железобетонных массивов, в которых были установлены орудийные башни). Внутри блока 1 башни на двух этажах располагались погреба боеприпасов, жилые и служебные помещения, а внутри блока 2 башни, кроме того, силовая станция и центральный пост с приборами управления стрельбой. В 450 м севернее и 200 м южнее блоков располагались командные посты с бронированными боевыми рубками и открытыми двориками для дальномеров. Орудийные блоки и командные пункты соединялись между собой подземными коридорами (потернами). Имелись два запасных выхода к берегу моря.
457497.jpg
Примерно по такой же системе была оборудована и батарея №30, вступившая в строй в 1933 году.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

Немного в сторону...Изначально, 305-мм артиллерийские орудия, первоначально предназначавшиеся на 35-ю батарею были изготовлены на Металлическом заводе Петрограда, но в предверии первой мировой войны были отправлены на форт Ино. Так что прообраз той батареи есть и у нас под Питером :)
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

;) И все таки вернемся к 35-й батарее.
Технический проект объекта подготовил бывший офицер царской армии, известный фортификатор и артиллерист, начальник оборо­нительного отдела Б.К. Соколов (именно с тех пор по настоящее время все механизмы установки орудий и пулеметов в ДОТах имеют общее название «Станок Соколова». Он же выполнил фортификационный расчет конструкций и мощности их сопротивления. Проектированием средств, необходимых для обеспечения связи, занимался ученый в области радиосвязи Н.С. Коссович (репрессирован в 1937 году), оборудование уникальной химической защиты было раз­работано под руководством главного специалиста ВО ХИМУ РККА Павлова. Систему загрузки и выгрузки боеприпасов, их подачу к орудиям сконструи­ровали начальник артиллерии РККФ А.И. Васильев и первый командир батареи А.А. Рулль. Схема проектирования казематов была предложена еще в 1912 году полковником И.А. Савримовичем и сохранена в последующей достройке подземных помещений батареи. Технический проект казематов выполнил военный инженер В.В. Выставкин . Для выполнения работ привлекались специалисты различных профессий. Рабочие чертежи выполнялись только в одном экземпляре и носили гриф «Секретно». К рабо­те с ними был допущен ограниченный круг лиц. Поэтому много времени ухо­дило на допуск к участию в строительстве батареи рабочих. Среди них было много сезонных артельных рабочих, прибывших из Курской, Орловской, Ярославской, Костромской областей, Чувашии, городов Батуми, Очакова. Участвовали в сооружении «тридцать пятой» и севастопольцы. Благодаря стараниям и исследованиям Аркадия Чикина, Алексея Воробьева и Вадима Колесниченко, история сохранила имена лучших строителей легендарной батареи: бригадира бетонщиков И.И. Ханыкова и бригадира плотников И.И. Шульдешова, бригадира слесарей СМ. Дольникова и вулканизатора Е.Т. Годуниской, шофера К.А. Штилле и возчика И.С. Красовского. Профсо­юзной организацией руководил Гатанович. Прорабом стройки был Б.К. Русенев. Техническое и инженерное обеспечение осуществляли специалисты Ленинградского металлического завода. Общая стоимость бронебетонной части батареи была сравнима со стоимостью постройки плотины Днепрогэса. Общая площадь железобетонных покрытий составила 5000 квадратных метров при толщине свода более четырех метров. В завер­шающий межвоенный период батарея была модернизирована и усилена. Вокруг нее были построены доты и дзоты, вы­копаны траншеи и ходы сообщения. Кроме основного городка (казарм) под землей размещался еще небольшой военный городок, где имелись кладовые и кают-компания, жилые и бытовые помещения, лазарет и котельная, машин­ное отделение и орудийный погреб.
В подземные казематы батареи вели три бронированных двери из металла и бетона толщиной около трех метров, из­готовленные также на Ленинградском сталелитейном заводе. Также учены­ми-проектантами был учтен фактор близости моря и, соответственно, высо­кой влажности воздуха, поэтому все деревянные конструкции были замене­ны металлическими или пробковыми. Башни размещались в отдельных бе­тонированных блоках и имели по два зарядных и снарядных погреба. Боеп­рипасы располагалась на специальных стеллажах. Их загрузка в арсенал ба­тареи осуществлялась с помощью хорошо замаскированной монорельсовой железной дороги, проведенной от форта к берегу бухты, и кранов.
В 1929 году 35-я батарея была введена в строй и вошла в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского флота, вместе с башенной батареей №30, открытыми 203-мм батареей №10 и 102-мм батареей №54.
365.jpg
735.jpg
От постройки до гибели батарее, ею командовали:
Штейнберг Генрих Владимирович с октября 1925 по сентябрь 1927
Донец Емельян Петрович с октября 1927 по октябрь 1928
Кабалюк Иван Филиппович с декабря 1928 по август 1929
Чухарев Николай Петрович с августа 1929 по декабрь 1929
Руль Август Андреевич с ноября 1930 по декабрь 1931
Моргунов Петр Алексеевич с декабря 1931 по октябрь 1933
Рюмин Александр Александрович с октября 1933 по февраль 1936
Булыгин Степан Филиппович с февраля 1936 по февраль 1939
Балан Николай Михайлович с февраля 1939 по ноябрь 1940
Лещенко Алексей Яковлевич с ноября 1940 по июль 1942
...вот как бы вводная часть.....
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

:( С момента моей поездки в Крым и в Севастополь прошло уже много времени....И я поймал себя на мысли, что не могу написать о героической обороне Севастополя практически ничего... Да, материалов много. Много эмоций и всего всего...О самой обороне написано я думаю больше чем достаточно, но все труды историков, воспоминания рядовых участников, так и не дают ответа - а почему же это произошло, увы.
Как пишет википедия : "Основными причинами падения Севастополя являются:
- Недостаток запаса артиллерийских снарядов к началу третьего штурма (снабжение «перетянул» на себя Крымский фронт на Керченском полуострове)
- Почти полная блокада Севастополя с моря, не позволявшая подвозить боеприпасы. Для сравнения. В ноябре 1941 г. транспорты совершили 178 рейсов в Севастополь, в том числе 147 — с походным охранением. В декабре 1941 г. сделали 161 рейс, из них 147 — в охранении кораблей. А с января по июнь 1942 г. они совершили 174 рейса в Севастополь (с новыми индивидуальными маршрутами), то есть примерно столько, сколько за ноябрь 1941 г.
- Полное превосходство противника в воздухе, препятствующее переброске боеприпасов и войск не только в СОР, и даже в самом СОР от берега к линиям обороны.
- Непродуманное, поспешное решение о немедленной эвакуации огромной части командного состава (и самоустранение ещё большой части начсостава от задач обороны ради собственной эвакуации) приведшее к почти полной потере управления войсками, отступлению с подготовленных позиций, панике, анархии и беспорядкам в районе аэродрома и пирсов 35-й батареи......"
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

29 июня к 16-17 часам из-за недостатка боеприпасов прекратила огонь артиллерия СОР в районе гора Суздальская, хутор Дергачи, и в районе Сапун-гора. На ключевом участке второй линии обороны случился прорыв. К вечеру противник занял эти районы, втащил туда артиллерию и смог вести обстрел всего города. Это было ключевым моментом, так как с Сапун-горы простреливается весь район Севастополя и мыса Херсонес.

30 июня в береговой обороне осталось всего 5 батарей с небольшим запасом снарядов. Армия имела 1529 снарядов среднего калибра и немного противотанковых. Все тыловые подразделения армии и флота приступили к уничтожению запасов и средств, перевозка грузов была прекращена, грузовики стояли беспорядочно вдоль берегов Херсонесского полуострова, где и были затем уничтожены.
320a561.jpg
30 июня пал Малахов курган. К этому времени у защитников Севастополя стали заканчиваться боеприпасы, и командующий обороной вице-адмирал Октябрьский получил разрешение ставки ВГК на эвакуацию, в ответ на свою просьбу о бегстве: «Тт. Кузнецову, Буденному, Исакову. Противник ворвался с северной стороны на Корабельную сторону. Боевые действия принимают характер уличных боев. Оставшиеся войска сильно устали, ярко выражая апатию. Резко увеличилось количество самоутечки, хотя большинство продолжает героически драться. Противник резко увеличил нажим авиацией, танками, учитывая резкое снижение нашей огневой мощи; надо считать, в таком положении мы продержимся максимум два-три дня. Исходя из данной конкретной обстановки, прошу вас разрешить мне в ночь с 30.6 на 1.7.1942 года вывезти самолетами «Дуглас» 200—250 ответственных работников, командиров на Кавказ, а также, если удастся, самому покинуть Севастополь, оставив здесь своего заместителя генерал-майора Петрова».
План эвакуации предусматривал вывоз только высшего и старшего командного состава армии и флота, партийного актива города. Эвакуация остальной части военнослужащих, в том числе и раненых, не предполагалась.
Командующий Северо-Кавказским фронтом маршал Семен Михайлович Буденный 28-го мая направил руководству СОРа директиву № 00201/оп.:
«…Приказываю: 1. Предупредить весь командный, начальствующий, красноармейский и краснофлотский состав, что Севастополь должен быть удержан любой ценой. Переправы на Кавказский берег не будет…».
И больше указаний не поступило!!!

Эвакуация высшего командования началась с помощью авиации. 13 самолётов ПС-84 вывезли на Кавказ 222 начальника и 49 раненых. Около 700 человек начальствующего состава были вывезены подводными лодками. Ещё несколько тысяч смогли уйти на лёгких плавсредствах Черноморского флота.

Но вот генералу Петрову явно не хотелось «оставаться на месте за старшего». В тот же вечер на заседании Военного совета он сумел повернуть дело так, что командовать войсками в Севастополе оставался не он, а другой генерал-майор, П.Новиков. Об этом был издан соответствующий приказ по Приморской армии: «Боевой приказ.
30/VI 42 г. 21.30. Армия, продолжая выполнять свою задачу, переходит к обороне на рубеже: мыс Фиолент — хут. Пятницкого — истоки бухты Стрелецкой. Оборона указанного района возлагается на группу генерал-майора П. Новикова…»
. Как результат - командующий Приморской армии генерал Петров был эвакуирован на подводной лодке Щ-209 вечером 30 июня.

1 июля сопротивление защитников самого города прекратилось, в ночь на 2 июля была подорвана бронебашенная батарея № 35, на которой не осталось снарядов, но которая сражалась и на тот момент не была захвачена противником. Далее сопротивление было спонтанным, кроме мыса Херсонес и отдельных разрозненных очагов, в которых отдельные группы советских воинов продолжали сражаться вплоть до 9-12 июля. 81-й отдельный танковый батальон 2 июля в районе Казачьей бухты потерял в бою последние 4 машины. А последний танк Т-26 (с 15 снарядами) из 125-го отдельного танкового батальона (майор Листобаев с политруком и 5 бойцами) вступил в последний бой 3 июля в районе Казачьей бухты.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

Из справки начальника управления особых отделов НКВД СССР В. С. Абакумова от 1 июля 1942 г.:
«В беседе со мной […] командующий Черноморский флотом т. Октябрьский, находящийся в Новороссийске, о положении в Севастополе сообщил: […] в ночь с 30 июня на 1 июля противник ворвался в город и занял районы: вокзал, Исторический бульвар, Херсонесский аэродром и др. Оставшиеся бойцы дерутся героически, в плен не сдаются, при безвыходном положении уничтожают сами себя. […] Севастополя, как города, нет, разрушен»
— ЦА ФСБ России. Ф. 14. Оп. 4. Д. 561. Л. 4
Остатки Приморской армии, лишённые высшего командования, отошли на мыс Херсонес, где сопротивлялись ещё три дня. Основная часть солдат и командиров сдалась после мощного артобстрела, бомбёжки и расчленения обороны между Казачьей бухтой и бронебашенной батареей № 35 в 14-15 часов 4 июля.
.......................................
Рассекречено в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 8 мая 2007 года N181 «О рассекречивании архивных документов Красной Армии и Военно-Морского Флота за период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
00000049.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4976
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 35-я береговая батарея Севастополя

Сообщение slepmehanik »

1-1.jpg
1-2.jpg
Я отсканировал период с 28.06.42 по 01.07.1942 года
28.06.jpg
29.06.jpg
30.06.jpg
01.07.jpg
больше в журнале писать было просто некому. Полный же журнал можно посмотреть - https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=131025676
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Ответить

Вернуться в «Фортификационные сооружения»