704/V.43. Капитан Кулаков.

Обсуждение конкретных листовок, связанных с ними боевых эпизодов и персоналий.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4981
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение slepmehanik »

Коля, я сознательно отошел от факта полета жены (любовницы) Кулакова в тот злополучный рейс. В листовке об этом не сказано....очень жаль, тогда только лишь по этому признаку можно было бы идентифицировать Кулакова. А так, возможны варианты - перелетела, оказалась в зоне оккупации и потом подьехала. Именно из за этого я и оставил этот факт без внимания. Меня же очень сильно смущает тот факт, что указано другое звание ( хотя военный билет был под рукой), а так же полтора года молчания. Это очень не характерно для немцев, подобные ошибки они не совершали. Вот почему я и написал, что личность Кулакова пока не установить с точностью наверняка. Наиболее подходит Георгий Аксентьевич, но он мог погибнуть в бою. Тем более, в одном из документов по нему указано - убит, хотя ведь не хоронили......А оскорблять память погибшего героя лишь из-за близости даты это не наш метод ;) Думаю, что надо еще рыть и рыть.....
Riabov
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 20:53

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Riabov »

Авантюрная история Петра Кулакова так удивила командира JG54 Траутлофта, что он подробно писал об этом в своём "военном дневнике" (Kriegs-Tagebuch von Hannes Trautloft. Grünherzjäger im Luftkampf 1940-1945 /Bearb. von H.-E. Bob. Zweibrücken, 2006).

Позволю себе привести цитату из моей пока не опубликованной книги "Сиверский аэродром в годы войны":

Однажды вечером, когда командир JG54 возвращался с празднования первого Адвента на командный пункт, он был немало удивлён докладом дежурного офицера: “Господин майор, к Вам прибыли гости: русский старший лейтенант и его жена из Ленинграда”. И действительно, за большим обеденным столом в окружении штабных офицеров сидели лейтенант П.Я. Кулаков в синей униформе морского лётчика, а рядом с ним, в высоких унтах и короткой кожаной куртке, бледная, но красивая женщина. Авантюрная история жизни этих людей так поразила Траутлофта, что он подробно изложил её (разумеется, с их слов) на страницах своего военного дневника.
Пётр Кулаков родился в 1917 г. в г. Сальске в многодетной крестьянской семье (он был 14-м ребёнком), в 1920-е учился в школе в Ростове-на-Дону; как и все, был пионером. Но потом пришёл страшный “голодомор” 1933-34 гг., умер от голода старый отец и вместе с ним шестеро братьев и сестёр Петра. В этот период в душу подростка вкрались первые сомнения относительно правильности сталинского курса, но он хотел стать лётчиком, а “к получению образования были допущены только члены Коммунистической партии”. Во время “чисток” 1938 г., когда часть его друзей была арестована, а кто-то – и расстрелян, он отделался исключением из ВКП(б), но, поскольку начиналась серия военных кон-фликтов, ему “позволили летать”.
А потом пришла война и он стал свидетелем “беспрецедентного превосходства Bf-109 над любимым И-16”, который дважды вынужден был покинуть с парашютом. В Ленинграде он встретил обаятельную Галину, Галину Ашник, в которую влюбился “по уши”, и вскоре у него не было другого желания, кроме как быть счастливым с Галиной.
Но затем случилось непоправимое: будучи командиром эскадрильи, над Лисино он несколькими очередями расстрелял свой бомбардировщик Пе-2, приняв его за Bf-110. Поскольку эти двухкилевые самолёты были весьма похожи, такое изредка случалось, но приговор военного трибунала был суров: 4 года тюрьмы и поражение в правах с отсрочкой исполнения наказания, поскольку сам он был сбит Bf-109 и попал в госпиталь. Именно в блокадном госпитале созрело в нём решение “вырваться из болота, подальше от комиссаров и других партийных деятелей, которые сами не летают, но шпионят и доносят на других”.
Ему было непросто уговорить Галину бежать из Ленинграда к “немецким зверям”, но когда это удалось, механик эскадрильи в Новой Ладоге, подкупленный бутылкой водки, снял бронеспинку и установил в его истребитель крошечное откидное сиденье, в которое изо всей силы можно было втиснуть человека. Совершив вечером посадку на Комендантском аэродроме, он усадил туда Галину, которой велел под любым предлогом прийти на лётное поле (как жена пилота она имела доступ на аэродром) и взял курс на Кронштадт. Перелетев через линию фронта, он сел ночью на заснеженное поле бывшего аэродрома Котлы; явившись к местному коменданту, капитану-эстонцу, потребовал отвезти их с женой в Сиверскую, к майору Траутлофту, чьё имя ему хорошо знакомо. Что и было исполнено.
В заключение Траутлофт привёл записи Петра и Галины в гостевой книге:
“Я лично смог убедиться, что немецкие пилоты, вопреки большевистской пропаганде, полны человечности и высоко образованы. От всего сердца желаю успехов против тирании с её бездарным вождём Сталиным. Я восхищаюсь радушным приёмом в новой для меня среде. Я приветствую храбрых лётчиков великого Рейха. Пётр Кулаков”.
“Я счастлива, что я увижу, наконец, настоящую жизнь и я верю в счастливое будущее. Галина Ашник”.
Точку в этой истории поставила газета “Русский Вестник”, издававшаяся в оккупированной немцами Риге. В мае 1944 г. она поместила некролог, где приводила следующие сведения: “Кулаков… известный своей храбростью, прямотой и непримиримостью к не-справедливости… вызывал у советского начальства зависть… у подчинённых – любовь за отзывчивость и теплоту… перелетел на сторону немцев, где был принят с уважением и полным доверием… трагически погиб вместе со своим начальником и лучшим другом митрополитом Сергием, зверски убитый наёмными убийцами Сталина” .

Примечание.
По другим данным, П.Я. Кулаков родился в 1908 г., с 1931 г.– в армии. Участник советско-финской войны, в 1940 г. за 31 боевой вылет и сбитый в составе группы самолёт противника был награждён орденом Красного Знамени. Однако во время воздушного парада, по донесению начальника УБП ВВС КБФ, “ст. л-т Кулаков, в ответ на принятые к нему меры за нарушение Наставления по производству пилотажа… принёс командиру эскадрильи орден… и орденскую книжку, заявил: "Возьмите, он мне больше не нужен"”. В годы Великой Отечественной войны – заместитель командира эскадрильи 13 иап. 5 декабря 1941 г. забрал сожительницу и перелетел на И-16 к немцам. 29 апреля 1944 г. в 37 км от Каунаса автомобиль главы Псковской Православной Миссии митрополита Сергия (Воскресенского) был остановлен неизвестными; владыка, шофёр Кулаков и пассажиры были застрелены. Большинство исследователей виновниками их гибели считают немецкие спецслужбы, получившие приказ из Берлина расправиться со строптивым владыкой, замаскировав свою операцию под партизанскую акцию.

А где, кстати, можно посмотреть упоминаемые на форуме фотографии Кулакова и немецкую листовку?
германн
Сообщения: 411
Зарегистрирован: 30 апр 2012, 23:42
Откуда: Санкт-Петербург

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение германн »

А где, кстати, можно посмотреть упоминаемые на форуме фотографии Кулакова и немецкую листовку?
704/V.43 вот тут:
http://agitka.su/index.php/de/ost/105-r ... c?start=20
А 703/V.43:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Куплю или обменяю листовки.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4981
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение slepmehanik »

Спасибо за регистрацию! Ваш материал очень интересный. А у вас нет фотографий Кулакова до плена? Листовки все-таки остаются листовками, а как бы хотелось сравнить....только тогда можно было бы сказать о полной идентификации. :)
Riabov
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 20:53

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Riabov »

Большое спасибо за картинки.
К сожалению, фотографий Кулакова Траутлофт не приводит. А с немецкой стороны в советский плен попал лейтенант 7./JG54 Петер-Фердинанд фон Малаперт-Нойвилль, который согласился сотрудничать с НКВД. Листовка с предложением переходить на сторону Красной Армии за подписью фон Малаперта была разбросана над Сиверским аэродромом. В 1947 г. он вернулся из плена на родину и дослужился до подполковника бундеслюфтваффе; умер в 1999 г.
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4981
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение slepmehanik »

:( Мои поиски фотографий тоже ни к чему не привели....А ЦАМО даже не ответил.
Riabov
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 20:53

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Riabov »

Очень на них похоже... Довели проект "Подвиг народа" до конца 1941 года и бросили :(
Аватара пользователя
slepmehanik
Администратор
Сообщения: 4981
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 17:05
Откуда: Санкт-Петербург
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение slepmehanik »

;) Вот листовка с еще одним летчиком - перебежчиком. К сожалению, безымянным :(
724-5-43-1.jpeg
724-5-43-2.jpeg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
Hohner
Администратор
Сообщения: 1194
Зарегистрирован: 28 апр 2012, 15:18
Откуда: Сталинград
Контактная информация:

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Hohner »

Добрый день! Большое спасибо, что зарегистрировались у нас. Очень интересная цитата! Благодаря ей мы теперь знаем имя жены Кулакова.
Расскажите, пожалуйста, о Вашей готовящейся книге. Когда собираетесь издавать?
Нужно быть очень храбрым человеком, чтобы быть трусом в Советской армии.
Riabov
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 02 мар 2017, 20:53

Re: 704/V.43. Капитан Кулаков.

Сообщение Riabov »

Предпосылкой для книжки явилась моя одноимённая статья, опубликованная в двух выпусках альманаха "Оредеж" (Вып.9 за 2012 г. и 10 за 2013 г.). На презентации альманаха мне посоветовали издать этот текст отдельной брошюрой, но тогда была идея написать книгу про Сиверский аэродром вообще (так, на нём проходил службу космонавт-2 Г.Титов и др.), но потом я понял, что о послевоенной истории аэродрома писать сподручнее жителям Сиверского - тем более, что есть среди них заинтересованные люди, имеющие отношение к музею местного авиаполка. Однако в ходе краеведческих поисков периодически что-то попадается и по данной теме; материал пополняется и, надеюсь, при наличии свободного времени для создания оригинал-макета будет, в конце концов, опубликован.
Ответить

Вернуться в «История одной немецкой листовки»